Об особенностях цветопередачи на старых фото

Тема в разделе 'В помощь коллекционеру', создана пользователем Parovoz, 12 ноя 2011.

  1. Parovoz Moderator

    «Вы, я вижу, фотограф, – сказал Остап…
    знал я одного провинциального фотографа,
    который даже консервы открывал
    только при красном свете,
    боялся, что иначе они испортятся»
    И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев.

    Одна из самых распространенных причин ошибок при атрибуции старых фото – неправильное определение прикладных цветов сукна и металлического прибора. О том, как их избежать, и пойдет речь в данном очерке.
    На протяжении большей части полуторавековой, ныне, кстати, уже завершившейся, истории классической фотографии технология получения изображения была основана на светочувствительности солей серебра. Лучи света, отраженные от предметов, находившихся в поле зрения камеры, пройдя через объектив, проецировались на поверхность фотоматериала. Фотопластинки (а позже – фотопленки) покрывали светочувствительной эмульсией, состоящей главным образом из желатина с содержанием кристаллов хлористого и бромистого серебра. При попадании света на эмульсию кристаллы серебра химически изменялись – возникало так называемое скрытое изображение. Затем фотоматериал проявляли, при этом в тех местах, куда попадал свет, серебро восстанавливалось до металлического состояния – скрытое изображение превращалось в видимое. Так получали негатив, светлые места которого соответствовали темным участкам изображения, и наоборот. Затем с негатива контактным или проекционным способом печатали на бумаге позитивное изображение, с коими и имеют дело знатоки и коллекционеры старинных фотографий.
    К моменту появления фотографии люди уже давно знали, что белый свет можно разделить на семь различных цветов и что солнечный свет состоит из различных спектральных областей – от красного до фиолетового. Довольно быстро выяснилось, что желатино-бромосеребряная эмульсия обладает разной чувствительностью к разным областям спектра. Наибольшую чувствительность она имела к синему и фиолетовому цветам, а вот к желтому, красному и оранжевому оказалась нечувствительной. Те, кто постарше, хорошо помнят, что черно-белые фотоснимки можно было печатать и проявлять при свете красного фонаря. В этом смысле дореволюционные фотопластинки ничем не отличаются от знакомой моему поколению черно-белой фотобумаги – с ними тоже работали при красном свете, что и послужило причиной множества шуток про ремесло фотографа, одна из которых даже увековечена в литературе.
    Итак, при фотографировании свет, отраженный красными, желтыми и оранжевыми предметами, практически не воздействовал на фотоматериал – на негативе эти места получались светлыми, ну а на фотоотпечатке – темными. И наоборот, цвета, воздействовавшие на фотоматериал (синий и зеленый), получались на негативе темными, а на отпечатке – светлыми. Таким образом, по передаче цветов фотоотпечаток оказывался довольно далеким от оригинала.
    Производители фотопластинок пытались бороться с этим явлением. Для этого изобрели так называемую сенсибилизацию – в светочувствительный слой стали добавлять красители, расширявшие диапазон светочувствительности. С этого времени фотопластинки стали делиться на несенсибилизированные, ортохроматические, изохроматические и т.п. Сенсибилизированные фотоматериалы стали постепенно распространяться в 20-е годы и к 40-м годам несенсибилизированные пластинки и пленки почти полностью исчезли из оборота. На этом развитие традиционной фотографии, однако, не остановилось. Кончилось тем, что появились панхроматические фотоматериалы, одинаково чувствительные ко всем частям солнечного спектра. К ним, в частности, и относятся те самые негативные фотопленки Фото-65 Шосткинского завода, которые некогда служили инструментом для моих фотографических опытов. В широкий обиход они вошли довольно поздно – примерно в начале 1960-х. Именно с этого времени цветопередача на черно-белых фото стала максимально приближенной к оригиналу.
    Теперь мы знаем, что соотношение яркости разных деталей изображения на старых снимках может весьма сильно отличаться от действительного. Чтобы не ошибиться, достаточно запомнить приведенную ниже последовательность цветов. Она выведена мною на основе просмотренных за несколько лет сотен старых фотоснимков, и хотя я не претендую на безошибочность, определенная логика здесь имеется. Каждый следующий цвет выглядит на фото светлее предыдущего. Итак,
    черный – желтый – оранжевый – коричневый – темно-зеленый (бутылочный) – темно-зеленый (Царский) – алый – темно-синий – светло-синий – защитный (гороховый) – серо-синий – померанцевый – светло-зеленый – розовый – малиновый – голубой – бирюзовый – серый – белый.

    sammler.jpg

    Что еще надо учитывать.
    1. Приведенная здесь последовательность имеет смысл только при сравнении однородных материалов. На одном и том же фото разные материалы (например, сукно и шелк погонных просветов, сукно и бархат, сукно и масляная краска, которой нанесена шифровка) отражают свет по-разному. Например, черные просветы на докторских погонах практически идентичны по цвету черному сукну, а вот алые просветы погон обычно ощутимо светлее алых же выпушек. Другой типичный пример – желтая шифровка, нанесенная краской на алые погоны, выглядит все-таки более светлой, несмотря на то, что желтое сукно на фото получается почти черным. Что касается бархата, то при прочих равных он гораздо темнее, чем сукно того же цвета.
    2. Приведенная последовательность действует только для деталей на одном и том же фото – цветопередачу на разных фото нужно сравнивать очень аккуратно. До революции фотопластинки выпускались десятками небольших фабрик, каждая из которых варила свой состав эмульсии, поэтому на разных снимках один и тот же цвет может весьма здорово отличаться.
    3. О цвете металлических деталей и галунов. Как правило, серебряные галуны на фото смотрятся более светлыми – все-таки основу их составлял белый шелк, а золотые – более темными, так как сотканы они были на желтой основе. На практике же цвет галуна на фото очень сильно зависит от угла освещения. Металлические нити, которые применяются в любом галуне, сильно бликуют и могут исказить его цвет до неузнаваемости. То же самое касается пуговиц и прочих металлических деталей обмундирования.
    4. Об офицерских погонах и звездочках на них. Надо помнить следующее правило: если звездочки на погоне светлее, чем поле галуна, то галун золотой, а звездочки серебряные. Если звезды, наоборот, темнее, то они золотые, а галун серебряный. Особняком тут стоят военно-медицинские чины, у которых у единственных во всей армии звезды были того же цвета, что и металлический прибор. Ну и, само собой, не забываем про искажения цвета – см. предыдущий пункт.
    5. Не следует забывать о естественном износе тканей и галунов. Как правило, в старой армии новое, первого срока, обмундирование выдавалось только для смотров, парадов и прочих торжественных случаев; в остальное время солдаты носили мундиры второго, а то и третьего срока, различной степени изношенности. Приборное сукно при носке выцветало и становилось светлее, галуны, напротив, темнели за счет окисления металлической нити.
    6. Напомню, что определение фото – это процесс творческий и нужно всегда оценивать фотографию в целом, а не только какие-то отдельные признаки.
    axis88 нравится это.
  2. Nick Рядовой

    Если добавить примеры...На фото;)!Будет,совсем,хорошо...
  3. admin Administrator

    Обязательно сделаем:)

Поделиться этой страницей